Обзор Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 144-ФЗ – редакция 2019 года

Все расходы по ОРД возложены на государство
Обзор Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 144-ФЗ – редакция 2019 года
Юридический Советник

Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» вводит понятие ОРД в российское законодательство, устанавливает ее содержание (полномочия и перечень мероприятий, совершаемых уполномоченными органами), а также закрепляет систему гарантий соблюдения действующих законов при осуществлении ОРД.

Федеральный закон 144-ФЗ «Об ОРД», действующая редакция 2019 года с комментариями и аннотациями есть в свободном доступе, например, в справочно-информационных системах «Гарант» и «Консультант». Официальный текст можно найти на портале правовой информации. В статье будет представлен обзор данного нормативного акта, его основных положений.

Обзор Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 144-ФЗ – редакция 2019 года

Реквизиты закона

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (ОРД) 144-ФЗ с изменениями на 2019 год является одним из основополагающих нормативных документов, регламентирующих работу уполномоченных подразделений правоохранительных органов и порядок исполнения ими возложенных на них задач по раскрытию преступлений.

Справка:

  • номер закона – 144-ФЗ;
  • дата принятия Госдумой – 5 июля 1995 года;
  • вступил в силу с момента официального опубликования – 12 августа 1995 года.

Это один из старейших нормативных актов в действующем законодательстве РФ. В законе всего 6 глав и 24 статьи. За время действия он неоднократно подвергался правкам, последние изменения внесены в 2016 году, но они были достаточно незначительными (получение компьютерной информации было включено в перечень ОРД).

ФЗ «О полиции» – обзор последней редакции федерального закона в 2019 году

Общие положения

Глава 1 содержит 5 статей и устанавливает понятия ОРД, задачи и принципы, правовые основы и основы обеспечения законности.

Оперативно-розыскная деятельность в Российской Федерации – это установленный законом перечень мероприятий, осуществляемых специально уполномоченными органами гласно и негласно в целях не только раскрытия и выявления преступлений, но и в целях их предотвращения. То есть, на подразделения правоохранительных органов возложены и превентивные функции в рамках их полномочий.

Цели ОРД также обозначены в первой статье, это защита:

  • жизни и здоровья граждан;
  • прав и свобод человека;
  • собственности;
  • общественного порядка и безопасности;
  • государства.

Задачи ОРД указаны в ст. 2:

  • раскрытие преступлений;
  • их предотвращение;
  • нахождение не только непосредственных виновников, но и организаторов преступлений;
  • осуществление розыска скрывающихся от уголовного преследования, а также без вести пропавших;
  • розыск информации в целях взаимодействия с иными службами, осуществляющими защиту государства и общества;
  • установление подлежащего конфискации имущества.

Гарантии законности

Оперативно розыскная деятельность должна основываться на конституционных принципах законности. Ст. 5 устанавливает гарантии соблюдения прав человека и гражданина при осуществлении мероприятий ОРД:

  • неприкосновенность частной и личной жизни, жилища, тайна корреспонденции должны соблюдаться по максимуму;
  • все действия уполномоченных лиц могут быть обжалованы;
  • фальсификация данных, использование служебного положения, психологическое и иное давление, разглашение сведений недопустимы;
  • лицо, в отношении которого вина не доказана, вправе узнать, из какого источника получения информация в отношении участия его в противоправных действиях;
  • нарушенные мероприятиями ОРД права лица должны быть восстановлены, по крайней мере, должны быть приняты меры для этого.

Проведение мероприятий

Вторая глава – это основное содержание закона, статьи с 6 по 12 определяют порядок проведения розыскных мероприятий.

ФЗ об ОРД ст. 6 – это перечень мероприятий и порядок их проведения.

Список мероприятий ОРД:

  • опрос;
  • получение справок;
  • получение образцов для исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование документов и вещей;
  • наблюдение;
  • идентификация личности;
  • обследование различных помещений и мест;
  • контроль сообщений (телеграфных, почтовых и иных);
  • прослушивание переговоров по телефону;
  • получение информации при помощи техсредств;
  • внедрение;
  • эксперимент;
  • контролируемая поставка;
  • получение компьютерной информации.

Перечень средств для мероприятий устанавливается Правительством, негласные методы могут осуществляться только уполномоченными лицами. Принцип межведомственного взаимодействия является основополагающим.

Ст. 7 ФЗ об ОРД приводит перечень оснований для проведения данных мероприятий, основные:

  • возбужденное уголовное дело;
  • сведения о приготовлении или совершении преступления;
  • сведения о пропавших без вести, об обнаружении неопознанных трупов;
  • запросы и поручения других представителей и подразделений правоохранительных органов.

Ст. 8 регулирует условия проведения мероприятий. В частности, мероприятия, затрагивающие конституционные права человека и гражданина, могут проводиться только при наличии соответствующего судебного решения. Если принятия таких мер не терпит отлагательств по причине наличия угрозы жизни и здоровью граждан или общественной безопасности, допускается проведение таких мероприятий без судебного решения, но с обязательным уведомлением суда в срок не более, чем 24 часа.

Ст. 11 ФЗ об ОРД устанавливает, что результаты мероприятий могут стать не только основанием для возбуждения уголовного дела, но и могут быть направлены в налоговую инспекцию для принятия соответствующих мер, переданы органу дознания по распоряжению руководства.

Органы, осуществляющие ОРД

Они установлены в ст. 13, это оперативные подразделения различных правоохранительных органов (ФСБ, службы разведки, ОВД и так далее).

В ст. 15 перечислены их полномочия. Основные правомочия лиц, осуществляющих ОРД:

  • это собственно перечисленные ранее действия, розыскные и оперативные мероприятия;
  • установление сотрудничества с лицами, стремящимися оказать содействие и располагающими необходимыми данными или способными из получить (в том числе и на возмездной основе);
  • использовать при проведении мероприятий служебные помещения, имущество частных лиц, в том числе, помещения и транспортные средства, а также имущество юрлиц на основании договора письменного или устного;
  • создавать организации, необходимые для выполнения возложенных задач;
  • использовать документы, содержащие скрывающие настоящую личность уполномоченного лица.

Все расходы по ОРД возложены на государство. Однако за мероприятиями осуществляется ведомственный контроль и прокурорский надзор, в том числе, граждане имеют право оказать содействие представителям уполномоченных подразделений. Внесение значительных изменений в закон в ближайшем будущем не планируется.

Обзор Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» 144-ФЗ – редакция 2019 года

⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: